Показать сообщение отдельно
(#2 (permalink))
Старый

englishguest вне форума
Флудер
Очки: 454, Уровень: 4
Очки: 454, Уровень: 4 Очки: 454, Уровень: 4 Очки: 454, Уровень: 4
Активность: 0%
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 

Сообщения: 96
Благодарил(а): 1
Поблагодарили 6 раз в 6 постах
Регистрация: 10.02.2010
По умолчанию Схожие черты триллера и хоррора - 19.03.2010, 21:58

На самом деле, кроме различия, кто Главный Отрицательный Герой (далее по тексту ГОГ) – человек/люди или нечто сверхъестественное, особых различий между триллером и хоррором нет. В первом случае обсасывается тема: "Сколько зла может причинить человек/люди?", во втором: танцы с бубном вокруг фразы Гамлета: "На свете есть много чего, чего вашей философии" – читай "современной науке" – "и не снилось". Кстати, "Гамлет" тоже триллер с примесью хоррора (это я про тень папы Гамлета. Призрак, как-никак).
Есть чисто триллеры, есть чисто хорроры (хотя и очень редко, о них еще речь пойдет), но основная масса – это хоррор с хорошим замесом триллера.
Итак, обратимся к терминологии (используется замечательная, без зазрения совести пиратская, 12-я версия программы-переводчика Lingvo).
Слово "триллер" происходит от англ. "thrill" – 1 – существительное – 1) возбуждение, глубокое волнение; 2) нервная дрожь, трепет; 3) а) что-л. волнующее, захватывающее б) сенсационность, увлекательность; 4) вибрация, кол е б а н ие. 2 – глагол 1) а) вызывать трепет, дрожь; сильно волновать, б) испытывать трепет, дрожь; сильно волноваться; 2) а) вызывать кол е б а н ие, вибрацию б) вибрировать, дрожать, кол е б а т ь ся.
Насчет "вибрировать, дрожать" – это да, лучшие представители жанра триллера на это способны – будете, как миленький(ая), дрожать весь фильм так, что поп-корн будет мимо рта проскакивать.
Слово "horror" в переводе практически не нуждается – "ужас" и есть ужас.
Назначение триллера и хоррора (в отличие от других кинематографических жанров) – шокировать зрителя, испугать, заставить с дрожью следить за проявлениями первичного человеческого инстинкта – самосохранения, ужасаться дикости происходящего на экране кинотеатра (телевизора), следить за поворотами сюжета и пр. Для достижения этой цели любые средства хороши, иезуиты были правы. В ход идет всё: музыкальное сопровождение, игра теней и света, спецэффекты, компьютерная графика, игра актеров по проверенной десятилетиями схеме и прочая и прочая.
Рассмотрим отдельные составляющие жанров.

Схема запугивания

Очень простая формула, применяющаяся как в кинематографе, так и в остальных удовольствиях: нейтральное положение – возникновение интереса, привлечение внимания – возникновение напряжения/возбуждения – постепенное нарастание степени напряжения/возбуждения – пик напряжения/возбуждения (апофеоз, экстаз, оргазм и т.п.) – спад напряжения/возбуждения – нейтральное положение.
С временными промежутками от "возникновения напряжения/возбуждения" до "пика напряжения/возбуждения (апофеоз, экстаз, оргазм и т.п.)" нужно быть осторожным, чтобы не допустить падения интереса у зрителя в случае чрезмерного затягивания времени воздействия на психику зрителя. Также не стоит чрезмерно часто повторять фазу "пик напряжения/возбуждения (апофеоз, экстаз, оргазм и т.п.)", так как это также чревато снижением интереса зрителя к происходящему. Отсюда плавно переходим к следующей составляющей.

Suspense или Ожидание
В переводе это значит – 1) а) неизвестность, неопределённость; беспокойство; тревога ожидания to keep smb. in suspense — держать кого-л. в напряжённом ожидании; б) "саспенс", интерес, напряжение (которое испытывает читатель, кинозритель).
Саспенс – это основа основ, один из краеугольных камней триллера и хоррора. "Ожидание смерти хуже самой смерти" – это аксиома. Грамотно поставленный, выверенный саспенс – это залог успешности, зрелищности фильма.
Для меня страшнее всего не боль, причиняемая мне дантистом, а длительное ожидание в приемной, визг сверла бормашины, выходящие из кабинета бледные, как мел, люди и страшнейшее слово в лексиконе зубодера – "Следующий!"
Страшнее всего в хоррорах и триллерах ожидание, когда будет нанесен финальный для жертвы удар. Всё остальное действие тоже немаловажно, но ожидание того, что произойдет – это самое важное, как грамотно подвешенный дамоклов меч.

Сюжет
На самом деле схем развития сюжета всего две: детективная и декларирующая. Возможна, конечно, комбинативная схема, когда сюжет начинается как детектив, а затем плавно (или резко) переходит в декларативную стадию.
Детективная схема – это когда личность ГОГ остается неизвестной вплоть до самого финала, кульминации, развязки. Декларативная – ГОГ известен с самого начала (чего, спрашивается, бояться).
Для триллеров чаще всего используется детективная схема, чуть реже комбинативная.
Для хорроров четкой градации нет. Применяется чаще декларативная (иногда внешность ГОГ остается тайной до финала, чтобы потом, ага, напугать всех страшно-ужасной картинкой морды лица), хотя и детективная схема тоже наличествует в виде "нас что-то убивает, но что? Надо выяснить".

Музыкальное оформление
Еще один из краеугольных камней. Еще один кит, на котором покоится черепаха современного кино. Используются классическое и современное оформление – зависит от музыкальных предпочтений создателей, их вкуса или безвкусия. Иногда классика дает сто очков вперед современной электронной музыке, иногда наоборот. Саспенс + соотв. Музыка = Мощный Эффект.

"Картинка"
Тоже немаловажный камень. Как снято, читай, "показано" происходящее, какие декорации используются, какое освещение – таким и будет эффект от показа. Ярко освещенный монстр не страшен. Страшно нечто, скрывающееся в тени, в сумраке, в сплетении сумерек, приглушенного света и тьмы. Конечно, антураж может самым разным: готичненькие европейские замки, страшные густые леса, непроходимые чащи, темные пещеры, заброшенные особняки, деревни, маленькие городки, дома с привидениями (мои любимые), правительственные лаборатории, линии метрополитена и т.п. Важно еще одно обстоятельство: ГОГ должен быть помещен в соответствующую обстановку. Призрак в заброшенном доме страшен, а в ярко освещенной современной лаборатории вызывает смех.
Также важен угол обзора: 2-D или 3-D. Иногда страшнее, когда это как будто вашими глазами жертва смотрит на своего палача, иногда предпочтительнее вид от третьего лица – чтобы показать садистический экстаз ГОГ и ужас жертвы.
Еще важна операторская работа – каким планам отдается предпочтение: статическим или динамическим. Конечно, триллер и хоррор – жанры активные, поэтому динамика обязана быть, но с динамикой лучше не перебарщивать – "Ведьма из Блэр" тому подтверждение.

Грим и специальные эффекты

В период относительного расцвета жанра хоррора применялись разные ухищрения, чтобы напугать зрителя. В зависимости от бюджета фильма грим был либо отвратительной дешевкой (резиновая псевдо-плоть чудовищ, застежки-"молнии" на костюмах ГОГ, антураж из подручных материалов – алюминиевых ведер и рыболовной лески), либо более высокого качества, либо (очень редко) попадал в разряд шедевров. Использовались все достижения химической промышленности. По мере роста профессионализма гримеров рос и уровень "ужасности" персонажей – взять, хотя бы, к примеру, грим всеми любимого Фредди Крюгера – хочешь не захочешь, а сплюнешь от отвращения.
С приходом его величества Компьютерной Графики степень достоверности достигла небывалых высот: имея более-менее приличный бюджет, пару сотен часов аренды станции компьютерной графики, нескольких специалистов – и пожалуйста, вот Годзилла разносит Нью-Йорк, а вот компьютерная модель Железного Арни из первого Терминатора пару минут борется с героем Кристиана Бейла в четвертой части этой эпопеи и хочется сказать – "эх, как живой, блин".
Многие лета Компьютерной Графике!

Бюджет

Вещь важная, но не догматичная. Можно создать отличные вещи с небольшим бюджетом, а можно и при наличии большого количества американских денег свалять фуфло.

Мучения

Необходимый атрибут. Без него никак. Жертвы должны страдать. Как главные герои, так и второ- (третье- и т.д.) степенные. Страдать должны и телесно, и духовно. Духовные муки – искаженное ужасом (или изжогой) лицо, выпученные (как бы) от страха глаза, слезы, рыдания, истерики от гибели друзей/родных/любимых. Телесные муки – холодный (наверное) пот, дрожь, тремор, колотые/резаные (маньяки почему-то очень обожают холодное оружие – скорее всего, потому, что это непосредственный контакт с жертвой, чего не скажешь об огнестрельном) раны, сломанные руки/ноги и, конечно же, её величество – Кинематографическая Кровь. Последняя обязана быть. Без крови обходятся либо любители, либо профессионалы – и в том, и в другом случае фильмы без крови достаточно редки, и чаще всего принадлежат к разделу хорроров, когда Недружелюбные Привидения Пугают Людей До Смерти.

Последний раз редактировалось englishguest, 19.03.2010 в 22:03.
Ответить с цитированием