Тема: о вере
Показать сообщение отдельно
(#1 (permalink))
Старый
Wittgenstein
Гость
 
Сообщения: n/a
По умолчанию о вере - 13.04.2005, 19:11

О достоверности
Л. ВИТГЕНШТЕЙН
'1. Если ты знаешь, что вот это рука, то к этому прибавится и все остальное.
(Когда говорят, что такое-то предложение недоказуемо, конечно же, это не означает, что оно невыводимо из других предложений. Любое предложение может быть выведено из каких-то других предложений. Но эти последние могут оказаться не более достоверными, чем оно само.) (Вспомним здесь шутливое замечание Ньюмена.)
2. Из того, что мне — или всем — кажется, что это так, не следует, что это так и есть.
Но задайся вопросом, можно ли сознательно в этом сомневаться.
3. Скажи, например, кто-нибудь: "Я не знаю, рука ли это", — ему можно было бы ответить: "Присмотрись получше". Такая возможность самоубеждения принадлежит языковой игре. Это одна из ее существенных черт.
4. "Я знаю, что я человек". Чтобы понять, сколь неясен смысл этого предложения, рассмотри его отрицание. По крайней мере, его можно было бы истолковать так: "Я знаю, что у меня человеческие органы". (Например, мозг, которого, впрочем, пока что никто не лицезрел.) А как быть с таким предложением, как "Я знаю, что у меня есть мозг"? Могу ли я в нем сомневаться? Основания для сомнения отсутствуют! Все говорит в его пользу и ничто — против. Тем не менее можно представить себе, что в случае операции мой череп мог бы оказаться и пустым.
5. Может ли предложение в конечном счете оказаться ложным, зависит от критериев, которые я для него признаю.
6. И все же, может ли человек перечислить (как это делал Мур) то, что знает? Вот так сразу — я полагаю, нет. — Ибо иначе выражение "я знаю" получает неправильное употребление. А кажется, будто в этом неверном словоупотреблении обнаруживается своеобразное и чрезвычайно важное состояние духа.
7. Мой жизненный опыт свидетельствует, что я знаю или уверен, что вон там стоит стул или находится дверь и т.д. — Например, я говорю другу: "Возьми стул вон там", "Закрой дверь" и т.д. и т.д.
8. Различение понятий "знать" и "быть уверенным" вовсе не имеет сколько-нибудь серьезного значения, не считая тех случаев, где "я знаю" должно означать: я не могу ошибаться. В зале суда, например, в каждом свидетельском показании вместо слов "я знаю" могло бы говориться "я уверен". Можно даже представить себе, что слова "я знаю" там запрещены. [Одно место в "Вильгельме Мейстере", где слова "ты знаешь" или "ты знал" используются в смысле "ты был уверен", ибо дело обстояло иначе, нежели он вроде бы знал. — Л.В.2.
9. Так вот, удостовериваюсь ли я в жизни в своем знании того, что вот это рука (причем моя рука)?
Ответить с цитированием