Показать сообщение отдельно
(#26 (permalink))
Старый
Flash_back
Гость
 
Сообщения: n/a
По умолчанию 19.03.2006, 20:09

Мировой узел антиизраильского террора

Иран также активно берет под свой контроль зарубежные отделения действующих в Израиле организаций, пытаясь сплотить их в единый фронт. Так, на прошедшей 2-3 июня 2003 г. в Иране Второй Конференции "Поддержка палестинской интифады" были собраны представители ХАМАСа, "Хизбаллы", "Исламского Джихада" и "Народного Фронта Освобождения Палестины-Общее Командование". Подобного рода контакты проводятся постоянно и систематически.

При этом Ирану удается привлечь к поддержке "справедливой борьбы палестинского народа против сионистского образования" и совершенно новые силы. В начале апреля 2004 руководитель антиамериканского восстания шиитов Ирака Муктада Садр заявил во время пятничной проповеди: "ХАМАС и "Хизбалла" могут считать меня своим верным соратником в Ираке". Это заявление — свидетельство того, что Иран уже в значительной степени контролирует события в Ираке, намереваясь включить и его ресурсы в борьбу против Израиля. Это — очередной успех Тегерана, достигнутый после долгой и кропотливой работы.

Иракские Шииты


Как известно, 60% населения Ирака составляют шииты. Однако сам по себе этот факт не делает 60 % иракского населения автоматически сторонниками Ирана.

Иракские шииты — арабы, а иранские, соответственно, — персы, а это далекие друг от друга языковые и этнические группы. Как пишет в своей изданной в 1994 г. Принстонским Университетом книге "The Shi’is of Iraq" знаток проблемы проф. Ицхак Нахаш, арабские племена северного Ирака приняли шиизм только в XIX веке, когда перешли от кочевого на оседлый образ жизни. Многие их обычаи до сих пор отличаются от иранских. Себя они считают в первую очередь арабами, а отношения между персами и арабами с самого зарождения ислама были очень непростыми.

На этнические разногласия наслаиваются и религиозные. На территории южного Ирака находятся основные шиитские святыни: города Самарра, Наджаф, где похоронен Али, второе, после Мухаммада, лицо в шиизме, и Кербела, около которого был в 680 г. убит третий по важности для шиитов человек, внук Мухаммада имам Хусейн, и где находится его могила.

Иракский Наджаф и иранский Кум в течение долго времени оспаривали звание центра шиитской учености (звание это сопряжено и с немалыми материальными выгодами). До 1946 г. таковым считался Наджаф. Затем пальма первенства перешла к Куму. Однако иракские шииты продолжают считать главными авторитетами своих богословов.

Иранская Революция 1979 года только обострила разногласия между ними. Имам Хомейни являлся реформатором шиизма. В области политики новаторская концепция Хомейни заключалась в том, что в государстве мусульман вся полнота власти должна принадлежать муллам — исламским законоведам. Эту теорию (называемую "велайат аль-Факир" — "власть законоведов") Хомейни изложил в книге "Исламское правление" ("Хукумат-и ислами"): до появления Махди (исламского мессии) руководить общиной шиитов, а, следовательно, и созданным этой общиной государством должен быть верховный толкователь шариата (муджтахид). Он непосредственно передает общине волю Аллаха. В теории "муджтахидом" кандидата должна признать вся шиитская община. На практике по конституции Ирана этого человека выбирает специальный "совет мудрецов" ("шоура-йе хабреган"). После избрания этому верховному толкователю шариата присваивается титул "Вождь" ("Рахбар" по персидски), он признается марджа ат-таклид ("образец для подражания"), то есть фактически святым — руководствующимся в своих поступках исключительно волей Аллаха, становится пожизненным верховным арбитром, главнокомандующим, получает возможность объявлять войну, мир, джихад (всеобщую мобилизацию), утверждать назначение и отставку президента, назначать руководителей силовых структур и высших политработников в этих структурах.

Большинство шиитских богословов не приняло эту теорию. Но если в самом Иране разногласия давно прекратились — продолжавшие упорствовать муллы быстро оказались или в земле или под арестом, то в Ираке возобладала отличная от хомейнизма линия — что еще более отдалило иракских и иранских шиитов.

Из крупных богословов теорию Хомейни поддержали лишь два представителя семейства Садр: Мохаммад Бакр а-Садр и Садек а-Садр. Мухаммада убили еще в 80-м, а 18 февраля 1999 г. машина Садека а-Садра была расстреляна автоматчиками около его дома в Наджафе, погиб и он и двое из четырех его сыновней — практически ни у кого не было сомнения, что ликвидация произошла по приказу Саддама. Последовавшие за этим выступления сторонников убитого унесли жизни еще двухсот шиитов — но превратили в народного героя молодого сына покойного, Муктаду ас-Садра, лидера идущего сейчас шиитского восстания. Еще при жизни Садек повелел своим последователям, в том числе и сыновьям, считать верховным авторитетом в вопросах исламского закона аятоллу из иранского Кума Казима аль-Хаири. Таким образом, после убийства Садра вся полнота власти над его сторонниками оказалась в руках Ирана. 8 апреля 2003 г., за день до официального падения Багдада, аль-Хаири издал фетву (религиозное предписание), в котором приказал иракским шиитам бороться против "американской оккупации" и назначил верховным руководителем этой борьбы Муктаду. А еще за день до этого, 7 апреля, сторонники Садра взяли под контроль Саддам-сити — двухмиллионный шиитский район Багдада, захватив полицейские участки и склады с оружием. Сам район был переименован в Садр-сити — в честь убитого Саддамом Садека — или же в честь его сына Муктады. Каждый был волен понимать по-своему.

Однако доминировать среди иракских шиитов продолжали противники влияния Ирана. Муктада — молодой человек, не только не аяттола, но, строго говоря, даже не мулла, на тот момент не имевший никакого авторитета как духовный деятель. Среди его сторонников преобладала беднота, деклассированная молодежь. Все основные шиитские лидеры Ирака продолжали быть противниками иранского влияния — и именно их поддерживала наиболее состоятельная часть общины.

Верховным авторитетом для иракских шиитов являлся аятолла Абдул Маджид аль-Хои, как и Муктада Садр, сын убитого по приказу Саддама духовного лидера. Но, в отличие от Муктады, он имел звание аятоллы — высшего шиитского богослова. Аль-Хои вернулся в Ирак из лондонского изгнания и был сторонником строительства в Ираке, в союзе с американцами, режима на основе принципов шиизма — но в нехомейнистской его версии. 10 апреля 2003 года аятолла был зарублен топорами прямо в мечети Али в Наджафе. В марте 2004 г. иракский суд выдал ордер на арест ас-Садра по обвинению в убийстве аль-Хои — что и послужило толчком к восстанию.

Другой руководитель иракских шиитов аятолла Мохаммед Бакр аль-Хаким 29 августа 2003 г. был взорван вместе с толпой своих сторонников в святом городе Наджафе, после того, как закончил молитву в главной святыне шиитского ислама, в мечети Али (месте убийства и аятоллы Аль-Хои). Вместе с ним погибло 126 человек. Аль-Хаким являлся главой "Высшего совета исламской революции в Ираке", провел в изгнании в Иране 23 года. Однако в отношении будущего Ирака он был единомышленником Аль-Хои, так, в начале июня 2003 г. в интервью саудовской газете "Аль-Хаят" он заявил: "Иракские богословы не издавали никакой фетвы, предписывающей нападать на американцев, так как эти нападения лишь создадут новые проблемы. Сопротивление оккупации должно быть мирным".

Всего же после свержения Саддама в Ираке были убиты 24 крупных религиозных деятеля (подавляющее большинство — шииты, стоявшие на антихомейнистских позициях).

Сейчас высшим духовным авторитетом Ирака является аятолла Али Систани. Он провел последние десять лет правления Саддама под домашним арестом, пользуется огромным авторитетом в религиозных вопросах, но принципиально выступает против вмешательства духовенства в политическую жизнь, поддерживает линию покойного аль-Хои, но проводит ее в жизнь довольно нерешительно, к тому же не имеет своих силовых формирований. В начале выступления ас-Садра он был однозначно против вооруженной конфронтации с американцами, теперь осторожно заговорил о ее поддержке.

"Садру удалось оседлать политический процесс"

Позиции Муктада ас-Садра укрепляет и то, что семья Садр арабского, ирако-ливанского, происхождения, тогда как Систани до сих пор говорит по-арабски с легким персидским акцентом. Он, как и очень многие среди противников Садра в высшем шиитском духовном руководстве Ирака, является этническим иранцем. В результате сторонники Садра стремительно наращивают влияние.

Раньше большинство шиитов являлись сторонниками линии аль-Хои — строительства под американским зонтиком альтернативного Ирану шиитского центра, — но с каждым днем продолжения боев Садр, а значит и Иран, укрепляет свое влияние.

Последний раз редактировалось Flash_back, 19.03.2006 в 20:12.
Ответить с цитированием