Показать сообщение отдельно
(#19 (permalink))
Старый
Аватар для мотылек

мотылек вне форума
frezlla
Очки: 93,933, Уровень: 74
Очки: 93,933, Уровень: 74 Очки: 93,933, Уровень: 74 Очки: 93,933, Уровень: 74
Активность: 0%
Активность: 0% Активность: 0% Активность: 0%
 

Сообщения: 3,070
Благодарил(а): 2,676
Поблагодарили 1,386 раз в 692 постах
Регистрация: 29.08.2005
Адрес: город тумана и лунного света
Возраст: 34
Отправить сообщение для  мотылек с помощью ICQ
По умолчанию вУнДеРкИнДы - 06.10.2005, 16:39

Каждый родитель — как только его ребенок появляется на свет — мечтает о том, чтобы он был если не гениальным, то хотя бы талантливым. Чудо-ребенком, по-немецки — вундеркиндом. Как Моцарт, который в трехлетнем возрасте уже выступал с концертами. Как Грибоедов, который в одиннадцать лет поступил в университет. Как... Впрочем, вундеркиндов-малолеток видел, наверное, каждый. А вот как складывается судьба этих чудо-детей после того, как они стали взрослыми, мало кого интересует. И напрасно. Как известно, за все надо платить, и одаренные от природы дети в этом плане не исключение.

.....Косте было три года, когда он сам научился делать беглые исчисления в уме, а немного погодя — бегло читать. В пятилетнем возрасте он умел вычислять в уме логарифмы, хотя этому не учат ни в школе, ни в университете — есть таблицы. По самоучителю научился играть на пианино по нотам любимые песни. В семь лет самостоятельно до тонкостей разобрался в Периодической таблице Менделеева, а в восемь лет уже решал сложные физические задачи, доступные лишь четырнадцатилетним одаренным подросткам...

«Синдром бывшего вундеркинда» — так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться. Более того, специалисты включают одаренных детей в «группу риска» наравне с умственно отсталыми, эпилептиками, сиротами и даже... малолетними преступниками. Всех их объединяет высокая степень вероятности того, что на их жизненном пути будут преобладать неустроенность, одиночество, непонятость другими, повышенный риск заболеваний. Но если, как говорится, к «Богом обиженным» общество относится со снисходительной жалостью и пытается хоть что-то для них сделать, то до «Богом одаренных» детей никому, кроме их родителей, дела нет. Их судьба, как это ни парадоксально, общество заботит меньше, чем судьба малолетних преступников.

Осознав, что их мальчик вытянул у судьбы особый билет, родители Кости испугались. С трудом разыскали специалистов, занимавшихся одаренными детьми. Специалисты определили высокую степень одаренности мальчика и предсказали ему судьбу ученого. А также много проблем. Первая — необходимость обучения по индивидуальной программе. Но об этом тогда нельзя было даже мечтать. И первой отметкой, которую Костя принес из общеобразовательной школы, была... единица.

Природа, щедро одарив человека каким-то талантом, «забывает» порой дать счастливчику шанс-способность удержаться на плаву в общении с окружающим миром — и тогда начинаются бесконечные стрессы. Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов, и от гениальности — заодно. Некоторые страдают от своей одаренности больше, чем от физического уродства. А некоторые предпочитают даже уйти из жизни, потому что никак не могут приспособиться к ней. Лишь незначительное меньшинство сохраняет свою одаренность до конца дней. Ведь это так непросто...

Словом, жизни большинства одаренных людей особенно не позавидуешь. По модной сегодня терминологии, они имеют чрезвычайно уязвимую энергетическую оболочку, крайне ранимы, излишне чувствительны. Существование этих заложников собственных талантов зачастую трагично: не складывается или складывается чрезвычайно трудно личная жизнь, рушится карьера, весьма редко приходит общественное признание при жизни, риск душевных заболеваний в несколько раз выше, чем у нормального человека. Неординарный человек, как правило, в тягость всем и самому себе. Они всегда одиноки, даже в семье, и чем выше одаренность, тем мучительнее одиночества. Страшнее всего — гениальность. Гении — это мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества.

«Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо», — сказал великий Дидро.

Самый распространенный вариант — так называемая «нормальная одаренность». Специалисты называют ее высокой нормой: природа щедро одарила счастливчиков всем необходимым — высокой способностью к обучению, хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, хорошим здоровьем и соответствующим воспитанием. Про таких говорят: «Брось счастливчика в воду — и он выплывет с рыбой в зубах». Но гениев среди таких счастливчиков — раз, два и обчелся.

Есть еще вариант несостоявшейся одаренности: беспечный, не умеющий трудиться, схватывающий все на лету, но не утруждающий себя дополнительным обучением, плывущий по течению, живущий по принципу наименьшего сопротивления... Эти люди не изобретут пороха, но они и не стремятся к этому, они как бы декоративны, ими можно любоваться, им можно завидовать, но сами они никакой пользы из своей одаренности не извлекают, разве что возможность проделывать любую работу в минимальные сроки, а затем наслаждаться бездельем.

Второй — худший — вариант несостоявшейся одаренности — это подавление возможной гениальности неправильным воспитанием, стандартным обучением, отсутствием индивидуального подхода. В этом случае из одаренного ребенка вырастает закомплексованный «неконтактный» неудачник с тяжелым характером. И, к сожалению, именно этот тип доминирует пока среди российских вундеркиндов. Потому что природа не выбирает, в какой стране появляется «нестандартный ребенок». А в России до недавнего времени безраздельно царила пресловутая «казарменная педагогика», когда всех стригли под одну гребенку, а шаг влево или вправо расценивался как побег. Да и сегодня пережитков огульного подхода по всем детям без разбора хватает.

Как сложилась судьба Кости? В 13 лет он поступил в университет, в 17 —в аспирантуру. Учился отлично, легко, увлеченно. Но — неадекватная система образования, неполноценное общение, непонимание общества спровоцировали тяжелое душевное заболевание. И Костя с высоты успеха сорвался в пропасть боли. Чудо закончилось для несчастной семьи страшной трагедией.

Интеллект, творческие способности — главное достояние нации. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими вундеркиндами и не жалеют средств на их выявление, обучение, развитие. Один из государственных секретов Израиля — эффективная система обучения одаренных детей. В США также создана очень действенная система поощрения и развития одаренности. Потому что это выгодно. История человечества накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что одаренные дети — большая ценность для общества, куда большая, чем даже природные ресурсы. Общеизвестно, что «утечка мозгов» из России грозит стать общенациональным бедствием... Если уже не стала..........

Последний раз редактировалось мотылек, 07.10.2005 в 07:39.
Ответить с цитированием